Правила в дзюдо: как обесценивается боевое искусство

Оцените материал
(20 голосов)

Когда-то дзюдо было искусством эксперимента и адаптации, где любое состязание было поводом совершенствовать как само искусство, так и тех, кто им занимается. Теперь же дзюдо превратилось в спорт, изолирующий себя от всех, кто не имеет к нему отношения – притом, что некоторые из этих всех способны побить нас на нашем же татами.

Ранние дни дзюдо были временем постоянных экспериментов доктора Кано и его учеников, искавших, какие техники хороши, а какие нет. Конечно, у Кано имелось собственное представление о хорошей технике и это представление коротко можно выразить в следующей фразе: максимум эффективности при минимуме усилий. Необходимо, чтобы прием можно было выполнять многократно и в полную силу – то есть, повторять его снова и снова, не причиняя серьезного вреда партнеру или сопернику. Самый очевидный критерий, которым, однако, иногда пренебрегают (чаще всего, как раз те, кто поддерживает обучение дзюдо «как хотел Кано») – прием должен быть способен опрокинуть сопротивляющегося противника на спину. По моему ненаучному мнению, именно эти критерии создавали фундамент для хорошего броска дзюдо. Заметьте, однако: Кано не отбрасывал технику только потому, что его так не учили, он не встречал ее раньше или не знал, как ее классифицировать – и уж конечно, он не отбрасывал технику потому, что кто-то другой с ее помощью накостылял его ученикам. Как раз наоборот.

Все мы знаем историю… Краткое содержание: ученики Кано, вооружившись его новыми методами, пошли и всем надрали зад. Ура! Но тут некоторые заметили, что эти «дзюдока» не так уж круты, если сбить их с ног, и, воспользовавшись этой уязвимостью, разбили их в пух и прах. Вот досада! Но потом Кано и его команда внедрили в дзюдо кое-что из этих коварных приемов в партере и снова показали всем, кто кого! Что дальше? Дзюдо захватило Японию! А потом и весь мир! Снова ура!

Если бы тогдашними состязаниями руководила Международная Федерация Дзюдо, они бы тут же запретили борьбу в партере. Слабаки. Когда в середине 20 века в дзюдо пришли русские самбисты со своими странными для японцев и европейцев, совсем не японскими захватами и начали бросать дзюдоистов об пол, Кано мог бы внедрить это в свои тренировки, чтобы дзюдоисты могли научиться успешно противостоять этим приемам. Вместо этого МФД запретила «нетрадиционные» захваты. Когда появились специалисты по борьбе в партере и пригвоздили всех к полу, Кано мог бы вновь заострить на этом внимание своих учеников. Судьи же сделали все, чтобы не давать борцам оказаться внизу. Когда в дзюдо стали широко распространяться приемы самбистов, и они начали выдергивать ноги из-под борцов дзюдо, последовал ли Мир дзюдо примеру Кано и стал ли выяснять, как победить их? Нет, было решено напрочь запретить эти эффективные приемы.

В результате, вместо того, чтобы стать более сильным боевым искусством, способным выдержать, чей угодно натиск, мы изолировали себя и обесценили. Запрет на захваты ног делает дзюдоистов куда более уязвимыми в любом противостоянии, которое происходит не по правилам дзюдо. И я не думаю, что доктор Кано хотел именно этого.

Прочитано 18188 раз

Комментарии   

-7 # sanjiro 25.08.2012 18:04
Хочется возразить автору. Захват ног ограничили не потому что появились "гениальные" самбисты, а потому что дзюдо перестало быть зрелищным спортом. Зачастую можно было видеть двух борцов стоящих "раком" и даже не пытающихся проводить технические действия. Если есть возражения то достаточно посмотреть соревнования по самбо, там это самое и происходит. С партером то же самое. Надо понимать что партер интересен как зрелище только спецам, обычному же зрителю на это смотреть неинтересно. Современный спорт борется за зрелищность потому как это залог выживаемости спорта. В конце-концов посмотрите на умирающее самбо. Я думаю никто не хочет такой судьбы для дзюдо?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
+3 # Алексей 10.04.2013 09:48
Не понимаешь сам что пишешь . Дзюдо перестало быть зрелищным видом спорта . А вот когда из него убрали 50% бросков оно побило все рейтинги по зрелищности ! Так ? Чушь полная ! Испохабили борьбу !Убери из Карате удары ногами или руками - станет оно более зрелищным?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
+7 # Юрий 03.02.2014 09:57
Парень в статье прав. Посмотрите чемпионаты по дзюдо современные. Бороться не надо - надо сделать грозный вид, побольше ненужных движений и ты победитель. 60% доходят до финалов без единого технического действия - молодежка весна 2013г.
Самбо намного понятнее зрелищнее и справедливое по правилам.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
-1 # Артур A. 20.11.2014 16:30
Наверно настала пора разделить федерацию дзюдо на спортивную и прикладную. Сделать два варианта правил для соревнований. Многие говорят об этом. Мне за 40 и в Олимписких играх участвовать уже никогда не буду. А ограничивать себя в средствах ради зрелищности тоже не верное решение.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Случайное фото

soviet_sportsman_nikolai_solodukhin_the_22nd_olympic_judo_champion_having_won_the_competition.jpg