Стандартная тренировка в клубе или школе дзюдо
В этой статье познакомимся с типичной тренировкой по обучению борьбе дзюдо. Именно так проходят занятия в большинстве спортивных школ и клубах, где преподают этот вид единоборств. Как правило, стандартная тренировка по борьбе дзюдо состоит из шести частей.
Поклоны
Во всех школах и клубах дзюдо принято перед началом тренировки выполнять поклоны. Для этого, как правило, всех детей выстраивают вдоль одной из сторон борцовского ковра. Преподаватель встает напротив выстроившихся в шеренгу занимающихся. В некоторых клубах для выполнения поклона занимающиеся опускаются на колени. В зависимости от правил, принятых в клубе или школе борьбы, первый поклон может выполняться висящему на стене портрету Дзигоро Кано, основателю дзюдо. После этого группа выполняет поклон своему наставнику.
Многие родители озабочены значением этих поклонов, подозревая религиозную или сектантскую подоплеку. Но поклоны в дзюдо не имеют никакого отношения к религии. Поклонами дзюдо обязано японской культуре, где зародился этот вид единоборств. Поклоны используются, чтобы показать уважение, отдать дань памяти и трудам Дзигоро Кано, без которого не было бы дзюдо. Второй поклон демонстрирует уважение к тренеру и его поклон, в свою очередь, также является способом высказать уважение к ученикам.
Разминка
Прежде чем перейти к активному тренировочному процессу, важно убедиться, что тело и разум занимающихся надлежащим образом подготовлены к занятию. После первоначальных поклонов, группа будет выполнять разогревающие упражнения, чтобы увеличить приток крови к мышцам, что поможет избежать растяжения мышечных волокон. Разминка также помогает настроиться на обучение борьбе.
Как правило, разминка состоит из нескольких физических упражнений, охватывающих все основные группы мышц. В разминку или сразу после нее очень часто, особенно в группах начальной подготовки, включают упражнения самостраховки. Самостраховка помогает занимающимся освоить безопасные способы падений после бросков.
Важны для борцов дзюдо и акробатические упражнения. Большинство из них имеют не только общеразвивающее, но и практическое для борьбы значение, особенно такие гимнастические движения, как всевозможные кувырки – они помогают освоить навыки группировки в процессе падений, а также переворот боком («колесо») и стойка на руках – они учат осуществлять контроль над своим телом в моменты, когда борец находится вверх ногами.
Обучение
Как только группа завершит разминку, преподаватель приступит к обучению. Процесс обучения, как правило, состоит из одного или нескольких общепринятых методов приведенных ниже.
1. Демонстрация технических действий. Тренер покажет бросок, удержание или другое техническое действие борьбы дзюдо, выделяя ключевые моменты. Затем юные дзюдоисты будут отрабатывать показанную технику, а преподаватель наблюдать и помогать.
2. Специальные упражнения. Цель выполнения специальных упражнений и технических элементов состоит в совершенствовании техники приемов дзюдо, развитии физической силы, скорости, выносливости.
3. Игры. Игровая подготовка особенно необходима при обучении борьбе дзюдо детей раннего возраста. Тренеры часто используют игры не только для того, чтобы доставить удовольствие юным борцам или повысить их общефизическую подготовленность, но и обучают их через специальные игры некоторым элементам единоборства, а также техническим действиям борьбы дзюдо.
4. Рандори (свободная практика). В рандори обучающиеся будут пытаться бросить друг друга. Это возможность на практике попытаться применить разученные технические действия, в условиях, когда противник будет пытаться избегать направленных против него приемов. Уровень сопротивления борцов друг другу в рандори может быть различным: от низкого до максимального. Каждая попытка провести атаку – удачная или не удачная, помогает оттачивать борцовские навыки.
Если это учебная схватка, то помимо регулирования уровня сопротивления, тренер также может дать какое-то задание (например, выбрать определенный захват, попытаться провести разученный недавно бросок и т.д.). В таких схватках важно, чтобы дети понимали задание и помогали друг другу, давая возможность его выполнить. Как правило, максимальное сопротивление в учебных схватках не требуется, чаще даже мешает.
Растяжки
Каждое занятие в борьбе дзюдо заканчивается упражнениями на растягивание. Они могут выполняться как самостоятельно, так и в паре с партнером. Растяжка улучшает гибкость, помогая предотвратить травмы, а также улучшает способность организма восстанавливаться после физических упражнений.
Поклоны
Поклоны, выполняемые в начале занятия, повторяются и в его конце, но в обратном порядке. Поклоны помогают сосредотачиваться на обучении. Обозначая начало и конец занятия, они вносят ясность для занимающихся, когда они должны быть в «режиме дзюдо».