Сиро Cайго (Япония, 1886–1922, 5 Дан)
Сиро Сайго относится к одному из так называемых "Четырех хранителей Кодокан дзюдо", внесших значительный вклад в создание дзюдо, он был одним из первых учеников Дзигоро Кано. В 1883 году Дзигоро Кано разделил своих учеников на две группы, создав сферы юданша, в которую вошли ученики, уже имевшие даны, и муданша, для учеников без данов. Сиро Сайго и Цунехиро Томита были первыми, кому был присужден дан юданша, именно этот дан через несколько лет станет прототипом известного черного пояса. Сайго и Томита были первыми в истории дзюдо обладателями черного пояса (да и всех боевых искусств, для которых существует созданная именно Дзигоро Кано система рангов).
Сиро Сайго широко известен благодаря участию в 1886 году в чемпионате столичной полиции Токио, где состязались представители дзюдо и джиу-джитсу с целью определения, какой же из этих боевых искусств более подходит для реального боя. Соревнования проходили с санкции г-на Мишимы, начальника полиции Токио. Дзигоро Кано выставил 15 своих лучших учеников, в том числе Сиро Сайго, против мастеров джиу-джитсу Тоцука-ха Йошин-Рю. Команда бойцов Тоцука состояла из четырех или пяти мастеров джиу-джитсу из других школ, но все внимание было приковано к десяти или около того встречам между Тоцука и Кодокан.
Дзигоро Кано в отношении своих соперников написал так:
"Тоцука Хикосуке считался сильнейшим борцом джиу-джитсу в Эпоху Бакумацу (конец сегуната). После Хикосуке (его сын) Эйми продолжил эту школу и тренировал многих выдающихся борцов джиу-джитсу. ... На самом деле, у Тоцука были сильные борцы и не было хвастунов… Когда произносили имя Тоцука, всегда имели в виду величайших мастеров джиу-джитсу той эпохи. На моих собственных учителей Теншин Синье-рю и Кито-рю (джиу-джитсу) оказывалось сильное давление, когда они выступили против мастеров джиу-джитсу Тоцука из школы сегуната Комишо..."
Кодокан выиграл все матчи, кроме одного-двух, которые завершились вничью. Финальный матч был между Сайго и гораздо более могучим и опытным мастером джиу-джитсу, который позже возглавил школу Йошин-рю джиу-джитсу. Это был матч, в котором сошлись два очень разных стиля. Сайго в первые 10 минут матча сильно уступал под натиском жесткой атаки. Зачастую казалось, что Сайго уже побежден, но он всегда ухитрялся приземлиться на ноги, блестяще управляя своим телом. Зрители сравнивали движения Сайго с пластикой очень ловкого кота. Через 10 минут после начала матча Сайго провел контратаку, но она не обеспечила ему полной победы и схватка была продолжена. Примерно на 15-ой минуте матча Сайго отлично выполнил свой фирменный прием Яма Араши, который позволил ему завершить схватку убедительной победой. Прием был проведен с такой силой, что у его противника констатировали сотрясение мозга.
В ходе этого матча впервые стало ясно, что дзюдо во многих отношениях превосходит джиу-джитсу. Впоследствии дзюдо было признано в качестве официального стиля тренировок для слушателей полицейской академии Токио. Это привело к широкому распространению дзюдо в качестве наиболее эффективной формы рукопашного боя в Японии, и стало очевидно, что Дзигоро Кано сумел создать такие методы обучения и технические приемы, которые оказались более эффективными, чем традиционно используемые в джиу-джитсу.
Будучи исключительно талантливым мастером боевых искусств, Сиро Сайго особенно хорошо известен своей сокрушительной техникой яма араши ("горный шторм"). Он получил ранг шо-дан по дзюдо в августе 1883 года, ни-дан - в сентябре того же года, достиг уровня йо-дан в августе 1885 года и ранга го-дан в январе 1889 года. Однако позже, в мае 1890 года он покинул Кодокан, в то время, когда Дзигоро Кано был в отъезде.
Сиро Сайго стал кумиром в Японии и прототипом Сугата Сансиро, главного героя романа Томита Цунео (1942 г.), экранизированного в 1943 году и пользовавшегося большой популярностью. Иногда этот фильм Акиры Куросавы называют "Сага о Дзюдо", первый художественный опыт осмысления генезиса дзюдо. Акира Куросава, пожалуй, самый известный из всех Японских режиссеров, снял этот фильм во время Второй мировой войны. Военные цензоры потребовали в фильме много купюр, и, тем не менее, он стал почти документальной хроникой успешной борьбы за признание дзюдо боевым искусством Японии номер один.
Сиро Сайго родился 4 февраля 1866 г. в Айдзу, префектура Вакамацу. Он был третьим сыном Сида Садазиро, самурая клана Айдзу. В 1882 году он переехал в Токио и поступил в Кодокан. В соответствии с правилами Кодокан, в 1884 году он был принят в семью Таномо Сайго, бывшего старшего советника клана Айдзу и взял имя Сиро. В 1888 году он взял себе фамилию Сайго, чтобы продолжить род Сайго, который был под угрозой вымирания в связи со смертью Таномо Сайго. Сиро Сайго скончался в Ономичи, префектура Хиросима в декабре 1922 года.