Воспитательная функция спортивной подготовки
Спортивная подготовка, как и любой педагогический процесс, основывается на глубоких знаниях средств, методов и форм педагогического воздействия и объекта, на который направлено это воздействие. Содержание педагогического воздействия изменяется в соответствии с возрастом спортсменов и этапами подготовки, но основы – общие закономерности, правила, принципы обучения и воспитания остаются неизменными.
В воспитании юных спортсменов большое значение имеет личный пример тренера, его организующая роль в самом процессе воспитания. Опираясь на объективные закономерности развивающего и воспитывающего обучения, тренер использует многосторонние возможности педагогического процесса для планомерного и систематического формирования личности.
В структуру личности современного человека входит широкий круг нравственных качеств, определяющих его отношение к жизни, к труду, к другим людям и самому себе. Но прежде чем эти качества достигнут высокого уровня, они должны пройти длительный и сложный путь развития. Степень осознанности, глубина включения в структуру личности, диапазон способов проявления одного и того же, по своей сути, качества никогда не бывают одинаковыми на разных стадиях формирования человека как личности.
Формирующаяся личность проходит целый ряд ступеней биологического и социального развития. Каждая из этих ступеней должна иметь свою, соответствующую возрасту, систему педагогических воздействий и требований.
Решение воспитательных задач осуществляется через формирование у юного спортсмена в единстве нравственного сознания, нравственных чувств, воли и характера. Сила педагогических воздействий на сознание, чувства и поведение должна соответствовать при этом возрастным и индивидуальным возможностям и варьироваться в зависимости от этого.
Прежде чем ставить воспитательные задачи, необходимо определить уровень воспитанности, т.е. готовность юного спортсмена к формированию полезных, эмоциональных и поведенческих ответов на определённое воздействие извне. Исходя из этого уровня, тренер подбирает формы, средства и методы педагогического воздействия, используя их в соответствии с закономерностями воспитательного процесса (единство обучения и воспитания, воспитание через активную деятельность, единство воспитания и самовоспитания). Эти принципы могут и должны реализовываться абсолютно в любом виде спорта, будь то дзюдо, футбол, плавание или фитнес.
Процесс воспитания может осуществляться разнообразными средствами, основными из которых являются: нравственное просвещение, организация нравственного опыта и нравственная стимуляция.