Правила в дзюдо: как обесценивается боевое искусство
Когда-то дзюдо было искусством эксперимента и адаптации, где любое состязание было поводом совершенствовать как само искусство, так и тех, кто им занимается. Теперь же дзюдо превратилось в спорт, изолирующий себя от всех, кто не имеет к нему отношения – притом, что некоторые из этих всех способны побить нас на нашем же татами.
Ранние дни дзюдо были временем постоянных экспериментов доктора Кано и его учеников, искавших, какие техники хороши, а какие нет. Конечно, у Кано имелось собственное представление о хорошей технике и это представление коротко можно выразить в следующей фразе: максимум эффективности при минимуме усилий. Необходимо, чтобы прием можно было выполнять многократно и в полную силу – то есть, повторять его снова и снова, не причиняя серьезного вреда партнеру или сопернику. Самый очевидный критерий, которым, однако, иногда пренебрегают (чаще всего, как раз те, кто поддерживает обучение дзюдо «как хотел Кано») – прием должен быть способен опрокинуть сопротивляющегося противника на спину. По моему ненаучному мнению, именно эти критерии создавали фундамент для хорошего броска дзюдо. Заметьте, однако: Кано не отбрасывал технику только потому, что его так не учили, он не встречал ее раньше или не знал, как ее классифицировать – и уж конечно, он не отбрасывал технику потому, что кто-то другой с ее помощью накостылял его ученикам. Как раз наоборот.
Все мы знаем историю… Краткое содержание: ученики Кано, вооружившись его новыми методами, пошли и всем надрали зад. Ура! Но тут некоторые заметили, что эти «дзюдока» не так уж круты, если сбить их с ног, и, воспользовавшись этой уязвимостью, разбили их в пух и прах. Вот досада! Но потом Кано и его команда внедрили в дзюдо кое-что из этих коварных приемов в партере и снова показали всем, кто кого! Что дальше? Дзюдо захватило Японию! А потом и весь мир! Снова ура!
Если бы тогдашними состязаниями руководила Международная Федерация Дзюдо, они бы тут же запретили борьбу в партере. Слабаки. Когда в середине 20 века в дзюдо пришли русские самбисты со своими странными для японцев и европейцев, совсем не японскими захватами и начали бросать дзюдоистов об пол, Кано мог бы внедрить это в свои тренировки, чтобы дзюдоисты могли научиться успешно противостоять этим приемам. Вместо этого МФД запретила «нетрадиционные» захваты. Когда появились специалисты по борьбе в партере и пригвоздили всех к полу, Кано мог бы вновь заострить на этом внимание своих учеников. Судьи же сделали все, чтобы не давать борцам оказаться внизу. Когда в дзюдо стали широко распространяться приемы самбистов, и они начали выдергивать ноги из-под борцов дзюдо, последовал ли Мир дзюдо примеру Кано и стал ли выяснять, как победить их? Нет, было решено напрочь запретить эти эффективные приемы.
В результате, вместо того, чтобы стать более сильным боевым искусством, способным выдержать, чей угодно натиск, мы изолировали себя и обесценили. Запрет на захваты ног делает дзюдоистов куда более уязвимыми в любом противостоянии, которое происходит не по правилам дзюдо. И я не думаю, что доктор Кано хотел именно этого.
Комментарии
Самбо намного понятнее зрелищнее и справедливое по правилам.
RSS лента комментариев этой записи