Рекомендации тренеру по организации совместных занятий борьбой дзюдо девочек и мальчиков
Несомненно, возможности женского и мужского организмов сильно отличаются друг от друга. Физические нагрузки мужчинам, обладающим большей силой и амплитудой движений по сравнению с женщинами, даются гораздо легче. А вот с длительной и монотонной нагрузкой женщины справляются лучше. И эти особенности организма необходимо учитывать при физическом воспитании мальчиков и девочек.
Сегодня спортивные единоборства, в том числе и борьба дзюдо, популярны не только среди юношей, но и среди представительниц прекрасного пола. В спортивные школы и клубы дзюдо девочек принимают наравне с мальчиками.
В спортивных учреждениях могут практиковаться разные варианты учебно-тренировочных занятий:
• совместные занятия, на которых мальчики и девочки занимаются по единой программе; при подборе партнеров не учитываются половые признаки занимающихся, но принимаются во внимание их индивидуальные возможности (например, более слабым детям, в том числе и девочкам, может быть разрешено выполнять меньшее количество повторений того или иного упражнения);
• часть занятия проводится вместе, часть раздельно (например, в подготовительной и заключительной части тренировки дети могут выполнять упражнения все вместе, а в основной части занятия дети могут быть поделены на пары в зависимости от пола, также девочкам могут даваться задания, отличные от заданий мальчиков);
• тренировки проводятся отдельно (мальчики и девочки занимаются в разных группах).
В настоящее время в борьбе дзюдо смешанные группы (где девочки и мальчики занимаются совместно) практикуются достаточно часто. Работая с такой группой, тренер должен учитывать возможности и особенности детей разного пола.
Как правило, мальчики охотно выполняют упражнения на развитие силы, с удовольствием изучают новые технические действия борьбы. Но, в силу своих психологических особенностей склонны переоценивать свои возможности и способности. Поэтому тренеры часто сталкиваются с проявлением мальчишеского безрассудства вроде применений увиденных где-то приемов, поднятий непосильных тяжестей, прыжков с большой высоты и т.д. Мальчики в возрасте до 12 лет постоянно стремятся к демонстрации своей физической силы, и тренер должен не просто учитывать это, обеспечивая безопасность и сохранение здоровья ребенка, но и грамотно использовать в учебно-тренировочных занятиях, включая в них большое количество всевозможных соревновательных упражнений.
Девочки относятся к физическим нагрузкам несколько иначе. Возможность развития физической силы не имеет для них особого значения, а вот своей внешности они уделяют очень много внимания. Но умеренные физические нагрузки необходимы не только для успешного освоения технических действий борьбы дзюдо, но и для общего развития женского организма, поддержания и сохранения здоровья. Общеизвестно, что грамотно подобранные физические упражнения благоприятно влияют на растущий организм, как мальчиков, так и девочек.
Выполнение большинства тренировочных заданий в паре мальчик-девочка вполне возможны без ущерба для качества тренировки и сами по себе не предоставляют повышенной травмооопасности для детей, работающих в такой паре – главное, чтобы уровень технико-тактической квалификации и вес борцов были примерно одинаковыми, правда, эти же требования предъявляются и для однополых партнеров.
Другое дело выполнение соревновательных упражнений: простейших противоборств, учебных и соревновательных схваток. Если в паре мальчик физически сильнее девочки, то в пылу соревновательного противоборства (а все дети, как известно, очень эмоциональны, к тому же, как уже было сказано выше, мальчикам психологически очень сложно не использовать представившийся шанс продемонстрировать свою силу), он может случайно нанести травму девочке-партнеру. Но может быть и так, что девочка окажется сильнее мальчика. Такой вариант особенно опасен тем, что возможно нанесение серьезной психологической травмы мальчику, над которым девочка одержала победу.
Все это должен учитывать тренер, работающий в смешанных группах детей. И в случаях, когда по тем или иным причинам необходимость соревновательной работы в парах мальчик-девочка все же возникнет, следует учитывать следующие рекомендации:
• предварительно обязательно проведите беседу в группе о возникшей необходимости работы в парах мальчик-девочка, обращая особое внимание на то, как важно, чтобы более сильный партнер был особенно внимательным и корректным по отношению к более слабому;
• старайтесь подбирать партнеров максимально равных друг другу по весу, физической силе и уровню мастерства;
• чаще поддерживайте и ободряйте более слабых занимающихся (недопустимы фразы типа: «Как ты можешь проигрывать девочке?»);
• поощряйте, хвалите и ставьте в пример группе детей, стремящихся помогать словом или делом более слабым партнерам;
• не настаивайте, если кто-то из детей отказывается работать с партнером противоположного пола.
Кроме физических различий мальчики и девочки отличаются и психологическими особенностями. Учитывая их, добиваться поставленных спортивных целей и задач будет намного легче. Приведем лишь основные из них.
1. Девочки нуждаются в большом количестве внимания и признания к ним самим, а также их чувствам и потребностям.
Мальчики нуждаются в большом количестве внимания и признания к тому, что они делают, к их умению действовать, не опираясь на постороннюю помощь, и к результатам их деятельности.
2. Девочкам важно знать, что их принимают и любят такими, какие они есть. Восхищайтесь ими.
Мальчикам важно, чтобы окружающие радовались их достижениям. Не забывайте давать высокую оценку их деятельности.
3. Девочек нужно чаще ободрять и оказывать им помощь.
Мальчики нуждаются в одобрении и мотивации их деятельности.
4. Девочки приходят в уныние, когда чувствуют, что помощи им ждать неоткуда и все придется делать самостоятельно.
Мальчики приходят в уныние, когда не в силах выполнить поставленные перед ними задачи.