"Что для меня спорт?" и "Кто я?"
Спорт – самый конкурентоспособствующий вид деятельности. Фактически в сфере спортивной деятельности ребёнок впервые познаёт аспекты борьбы за выживание. Любой вид спорта, а единоборства в особенности, формируют способность к борьбе, противостоянию, заставляют искать преимущества над соперником через познание собственных сил. Сильный соперник заставляет мыслить и действовать нестандартно, проявлять находчивость, опережать и предвосхищать действия соперника.
Конечно, ребенок ищет ответы на вопрос «Что для меня спорт?», и каждый находит для себя определённые ответы. Но важно, чтобы родители и тренер помогли ребёнку грамотно разобраться в этом вопросе. Со временем занятия и спортивные задачи усложняются, не всё и не всегда получается и в этих условиях важно сохранить мотивацию юного спортсмена именно через ответ на главный вопрос «Что для меня спорт?»
А спорт как вид жизнедеятельности человека есть сжатая картина мира. Обычная жизнь не так часто ставит ребёнка перед выбором, и между экстремальными ситуациями проходят длительные промежутки времени. Спортивная жизнь насыщена не только движениями, но и ответственностью, напряжённостью, переживаниями, поиском ресурсов (физических и эмоциональных сил) деятельности.
Найти своё место в сфере спорта ребёнку не так уж и легко, особенно без должной помощи родителей и тренера. Где ощущает себя юный спортсмен – в центре, окруженный со всех сторон партнерами (друзьями по учебно-тренировочной группе, родителями, тренером и т.д.), или на периферии? Что ему хочется: высветить свою личность или спрятаться? Необходимо помнить, что это зависит от самоощущения, самооценки ребёнка, оценки его тренером, ближайшим окружением, профессионально связанным и не связанным со спортом.
Процесс спортивной деятельности ребёнка – сжатая копия его собственной жизни: цели, средства, методы, способы действий, оценка результатов собственной деятельности, ответственность за несложившийся результат или поиск виновных, определённость или расплывчатость целей, устойчивость мотивов, желаний.
Только найдя ответ на вопрос «Что движет ребёнком?», можно не только найти ключи к раскрытию его способностей, но и помочь ему ответить на главный, определяющий вопрос «Кто я?». И чем больше определений ребёнок сможет к себе подобрать, тем шире сфера его реализации не только в спорте, но и в жизни. Для педагогов и родителей эти определения своеобразные психологические якоря поддержки в экстремальных жизненных ситуациях ребёнка, в том числе и спортивных.