Броски в дзюдо – четыре важнейших элемента
Если вы занимаетесь дзюдо дольше, чем пару недель, то вы уже хорошо знаете, как бросать партнера на татами. Однако, чтобы совершенствовать мастерство бросков в дзюдо, нужно понимать некоторые фундаментальные аспекты.
На первый взгляд, это выглядит довольно просто – вы хватаете своего соперника и бросаете его на пол, используя бедра, ноги или плечи. На поверхности это так, но в своей сути бросок, как правило, разделяется на три или четыре компонента.
Эти компоненты следующие: кудзуси (выведение из равновесия), цукури (вход в бросок), какэ (сам бросок) и переход (действия в партере) после броска.
Кудзуси (выведение из равновесия)
Чтобы не только понять искусство выведения противника из равновесия, но и почувствовать его, требуется время. Важно чувствовать, где находится вес вашего противника и корректировать следующий шаг (заход на бросок) соответственно. Кудзуси – вероятно, самый важный элемент приема, так как если соперника не вывести из равновесия, вы не сможете совершить бросок. Например, в бросках вперед вы можете определить, что соперник теряет равновесие, если он встает на пальцы ног.
Цукури (вход в бросок)
Вход в бросок – еще один фундаментально важный аспект, необходимый, чтобы успешно опрокинуть соперника. Вход должен быть мощным, так как облегчит следующий шаг (бросок). Главное, на что нужно обращать внимание в тренировке этого элемента – это скорость, глубина и позиция. Вы должны заходить на бросок быстро, опорная нога (ноги) должна быть согнута, а осанка оставаться прямой.
Какэ (бросок)
Многие тренеры говорят, что бросок – самая простая часть приема. В теории это верно, но на деле не всегда так. Любой бросок в дзюдо должен быть быстрым, контролируемым, и его необходимо хорошо прочувствовать. Чтобы приобрести это ощущение, нужно время и многократное повторение. Выполняя бросок, вы должны уметь реагировать на сопротивление соперника и его попытки уйти от приема.
Во многих школах дзюдо всего мира практикуют многократный повтор статичного учикоми без совершения самого броска. Такой способ тренировки сильно ограничивает ваше умение бросать сопротивляющегося противника.
Переход (действия в партере после броска)
Не менее важно тренировать переход к нэ-вадза. Как правило, бросая соперника на тренировке, мы остаемся стоять – потому что это демонстрирует контроль не только над равновесием соперника, но и над своим собственным. Однако в период соревнований тренеры поощряют всех дзюдоистов переходить после броска к технике нэ-вадза, так как это не только отличный метод самозащиты, но и способ занять хорошую позицию в случае, если судья не даст оценку иппон.
Итоги
Владение каждым из этих четырех элементов поможет вам бросить любого соперника, независимо от его размеров, в любой ситуации.
Когда вы тренируетесь в зале борьбы, будь то учикоми, нагэ-коми или рандори, думайте о каждом аспекте броска:
- Пытаетесь ли вы вывести соперника из равновесия?
- Достаточно ли быстр и глубок ваш вход в бросок, и выполняется ли он под правильным углом?
- Хорошо ли вы контролируете бросок и не слишком ли замедляете его?
- Что вы делаете после того, как соперник падает на татами?
Обязательно анализируйте свои приемы на тренировках. Когда тренер демонстрирует вам прием, следите, как он выполняет выведение из равновесия, вход и сам бросок.
Задавайте тренеру вопросы о различных элементах – вскоре вы заметите, что стали гораздо лучше понимать то, чего вам нужно достичь.